+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по материалам налоговой проверки

Содержание

Исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по материалам налоговой проверки
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности

Налоговым законодательством предусмотрена ответственность за совершенные налоговые правонарушения, однако вина плательщика доказывается путем рассмотрения всех материалов дела, акта, составленного налоговым органом, который проводил мероприятия по налоговому контролю.

Основанием для привлечения к ответственности или освобождения от нее является вынесенное руководителем налогового органа решение.

При этом последнее вступает в силу и подлежит исполнению с момента его вынесения.

Решение может быть исполнено только в том случае, если руководитель налогового органа рассмотрел дело в рамках действующего налогового законодательства, без каких-либо нарушений, а также направил вынесенное решение плательщику непосредственно после вынесения решения.

Способ направления может быть, как личный под роспись, так и путем почтового направления в заказной форме, где днем получения считается шестой рабочий день, или путем направления через телекоммуникационную сеть.

Если в ходе мероприятий налогового контроля, которые носили характер выездной или камеральной проверки, было выяснено и доказано, что плательщику необходимо возместить в государственный бюджет налоги, сборы, штрафы и пени, то изыскание средств носит принудительный характер.

Данная мера взыскания осуществляется независимо от желания плательщика исполнить решение или проигнорировать его. Способы взыскания носят так же принудительный характер.

Порядок исполнения  решения

Осуществление исполнения решения находится на контроле у налогового органа, который вынес такое решение. То есть налоговый орган, который постановил взыскать с плательщика неуплаченные в срок налоги, сборы и пени, обязан самостоятельно взыскивать с плательщика средства всеми законными и доступными способами.

Например, путем ареста или замораживания лицевых счетов плательщика до тех пор, пока необходимая сумма не будет взыскана. Это же касается решений, по которым плательщик привлекается к административной ответственности.

Именно налоговый орган, который внес решение о виновности плательщика, обязан всеми законными способами осуществить исполнение решения, в том числе с применением принудительных мероприятий, цель которых устранение обнаруженных нарушений.

В случаях, когда плательщик не согласен с вынесенным решением, подал апелляцию в вышестоящий налоговый орган, последний обязан о своем решении известить налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех рабочих дней. При этом новое решение подлежит исполнению с момента его вынесения.

В случаях, когда второе решение, вынесенное вышестоящим налоговым органом, не отличается от первого, исполнению подлежит первоначальное решение с сохранением сроков.

Сроком вступления в силу решения считается срок в один календарный месяц с момента вынесения решения, если речь идет о признании виновным плательщика в предъявляемых налоговых правонарушениях, а так же в случаях, когда вина плательщика не доказана и не состоятельна.

Если вынесенное решение касается проверки, проведенной в отношении консолидированной группы плательщиков, то сроком решения будет выступать так же один календарный месяц. То есть в этом период решение вступает в силу.

В практике встречаются случаи, когда вынесенное решение, вступающее в силу, оспаривается плательщиком в судебном порядке или в вышестоящий налоговый орган, и решение отменяется при обнаружении нарушений со стороны налогового органа, который проводил мероприятия по налоговому контролю и выносил решение.

В этом случае первоначальное решение отменяется без каких-либо сроков, с момента вынесения нового решения.

Должностные лица, допустившие нарушения в ходе мероприятий и вынесения решения о признании виновным плательщика, сами попадают под статьи налогового законодательства о нарушениях в налоговой сфере, подвергаются ответственности вплоть до отстранения от должности.

Документы, используемые для исполнения решения

В качестве документов, используемых для исполнения решения, выступают как само решение, которое направляется плательщику для ознакомления и исполнения, так и сопутствующие материалы дела: акты, протоколы, иные материалы дела.

В решение обязательно указывается срок, в который плательщик обязан исполнить решение налогового органа, а так же мера воздействия при неисполнении решения в указанные временные рамки.

Кроме того для исполнения решения могут быть использованы документы, являющиеся основанием для принудительного взыскания с плательщика начисленных ему налогов, сборов, пени и штрафов, которые направляются в банки, где у плательщика открыты лицевые счета для ареста средств на этих счетах и прекращения расходных операций по счетам, в том числе и валютным.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/ispolnenie-resheniya-o-privlechenii-k-otvetstvennosti-za-sovershenie-nalogovogo-pravonarusheniya-ili-resheniya-ob-otkaze-v-privlechenii-k-otvetstvennosti.html

Привлечение к налоговой ответственности

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по материалам налоговой проверки

Бухгалтеру необходимо знать порядок привлечения к налоговой ответственности, поскольку нарушение налоговым органом этого порядка влияет на законность привлечения к налоговой ответственности.
Пункт 1 ст. 10 НК РФ определяет, что привлечение к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 НК РФ.

Статьей 100.1 НК РФ установлено два производства по делам о налоговых правонарушениях. Первое – определяет принятие решения по результатам камеральной и выездной налоговых проверок (ст. ст. 100, 101 НК РФ). Второе – по результатам иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ).

Принятие решения по результатам камеральной и выездной налоговой проверки

Согласно ст.

101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не должен превышать один месяц) и письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ письменные возражения на акт налоговой проверки представляются в налоговый орган в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.

В случае если акт налоговой проверки направлен налоговым органом по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица, датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Таким образом, срок принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки можно рассчитать следующим образом.

Дата фактического вручения акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю – шестой день считая с даты отправки заказного письма, если акт направлен по почте + 15 дн. (на представление возражений) + 10 дн. (на принятие решения).

Срок принятия решения может увеличен:

  • на один месяц в случае, когда налоговый орган выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • на один месяц, если рассмотрение материалов проверки было продлено.

Подпунктом 5 п. 3 ст. 101 НК указано, что перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Однако срок, на который может быть отложено разбирательство дела, в НК РФ не установлен. В то же время налоговый орган обязан надлежащим образом известить налогоплательщика об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки. В противном случае принятое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки при обжаловании будет признано незаконным (см.

, например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А05-3355/2010).

На основании изложенного можно сделать вывод, что срок принятия решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки с даты вручения акта может составить около трех месяцев.

Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы решений установлены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ (Приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ “Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах”).

Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении как раз и решается вопрос о применении налоговой санкции.

Принятие решения по результатам иных мероприятий налогового контроля

Согласно ст.

100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, в течение 10 дней со дня получения акта вправе представить в налоговый орган письменные возражения (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). По истечении этого срока в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Формы решений установлены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Вопрос о применении налоговой санкции определяется решением о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

НК РФ содержит требования решения. Так, к примеру, в п. 8 ст.

101 НК РФ указано, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Если в решении налогового органа будет отсутствовать описание установленных в ходе проверки обстоятельств, нет ссылок на документы и иные сведения, подтверждающие установленные обстоятельства, отсутствуют сведения о том, приводились ли доводы налогоплательщика по результатам проверки, оценка этих доводов, такое решение может быть признано судом недействительным (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 22 июня 2012 г. по делу N А06-8059/2011).

Итак, налоговые органы принимают два вида решения, согласно которым решается вопрос о наложении налоговой санкции: 1) решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки (ст. 101 НК РФ); 2) решение по результатам иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ).

К оглавлению: Пени, штрафы, взыскания

Налоговая ответственность

Источник: http://www.pnalog.ru/material/privlechenie-k-nalogovoy-otvetstvennosti

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Вынесение решения по результатам налоговой проверки

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по материалам налоговой проверки

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах — это охранительное правоотношение, возникающие на ос­новании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на ви­новного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лише­ниями личного и материального характера.

Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Состав налогового правонарушения:

    • объект,
    • объективная сторона,
    • субъект и
    • субъективная сторона.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ (ст. 107 НК РФ):

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
    1. организации;
    2. физические лица ― с шестнадцатилетнего возраста.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

    1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

    2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
    3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

    4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

    5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.
    6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

      Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

      Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

    8. Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено НК РФ.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109)

    • отсутствие события налогового правонарушения;
    • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
    • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
    • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Статья 100.1 НК РФ устанавливает, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ)

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе:

    • участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя;
    • до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

    1. устанавливает, совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах;
    2. устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
    3. устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц (два месяца – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

    1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения (для консолидированной группы налогоплательщиков ― по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы). При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

После вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Подробнее об обеспечительных мерах

Обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  2. приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, на:

  1. банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
  2. залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ;
  3. поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 НК РФ.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/poryadok-rassmotreniya-del-o-nalogovich-pravonarusheniyach-vinesenie-resheniya-po-rezultatam-nalogovoy-proverki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.