+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Итоговый протокол квалификационного экзамена на аттестат аудитора

Содержание

Экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора в свете возможных изменений аудиторского регулирования

Итоговый протокол квалификационного экзамена на аттестат аудитора

В свете столь активно обсуждаемых весь этот год изменений аудиторского регулирования в России (по части передачи части регулирующих полномочий в руки ЦБ) некоторые эксперты, которых мы просили прокомментировать связанные с этой темой новостные события, начали строить догадки – мол, единый аттестат аудитора может стать историей, поскольку под надзором у ЦБ банковским аудиторам, возможно, придется отдельно подтверждать свою квалификацию. С этим вопросом мы решили обратиться к Ирине Владимировне Красильниковой, директору Автономной некоммерческой организации “Единая аттестационная комиссия”, справедливо предположив, что кто как не она может внести тут ясность – ну а уже в процессе поинтересовались и другими новостями вокруг главного для российских аудиторов экзамена. Огромное спасибо за оперативные ответы, Ирина Владимировна!

Добрый день. Лично у меня есть, по крайней мере, один не дающий мне покоя вопрос по экзамену, и связан он с неясной ситуацией вокруг передачи части полномочий по регулированию аудиторской деятельности в руки ЦБ. А именно – что (возможно, это еще не решено) появится как бы отдельная категория аудиторов под надзором ЦБ, которые смогут заниматься аудитом банков и прочих финансовых организаций. Вот и назрел вопрос, будет ли для них достаточно единого аттестата аудитора, или же появится разбиение экзамена в зависимости от отрасли, в которой будет работать аудитор?

В настоящее время идет обсуждение проекта федерального закона, касающегося внесения изменений в законодательство об аудиторской деятельности, в том числе и об определении полномочий Минфина России и Центрального банка.

Конечно, понятна озабоченность ЦБ вопросами проведения качественного аудита кредитных организаций. В целях разработки новой модели квалификационного экзамена АНО“ЕАК” проводилось изучение сложившейся международной практики аттестации аудиторов.

Экспертами был сделан вывод, что проверка знаний, навыков и компетенции аудиторов осуществляется путем введения единых аттестатов, для получения которых тестируются базовые знания, необходимые для осуществления аудиторской деятельности в любой отрасли.

Решение вопросов узкоотраслевых компетенций должно быть отнесено к дополнительной профессиональной подготовке. При этом важнейшими категориями при проведении аудиторской проверки являются соблюдение этики и добросовестности в профессии.

Единая аттестационная комиссия и экспертное сообщество также при проведении работы по совершенствованию методик проверяемых областей знаний обращает внимание на эти аспекты.

Как поменяются требования в случае отмены института саморегулирования аудиторов в России, о чем давно ходят разговоры?

Как уже неоднократно отмечалось, аудиторская деятельность является значимой для общества и делового мира.

Необходим контроль деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в части соблюдения ими стандартов аудиторской деятельности, правил независимости и этики, своевременного прохождения повышения квалификации. Такой постоянный контроль невозможно обеспечить путем лицензирования деятельности.

Поэтому институт саморегулирования, на мой взгляд, должен существовать. Кроме того, саморегулирование является признанной составной частью регулирования аудиторской деятельности в международной практике.

Можно чуть более развернуто о том, что именно засчитывается при сдаче зарубежных экзаменов от ICAEW и ACCА – это любопытно. А если наоборот – засчитываются ли результаты успешно сданных в ICAEW и ACCA экзаменов, если кто-то вдруг решит вернуться в Россию и продолжить аудиторскую карьеру? Идут ли переговоры с другими профессиональными объединениями – например, AICPA? Ассоциацией международных бухгалтеров (Association of International AccountantsAIA)?

В результате достигнутых АНО “ЕАК” важных соглашений с Институтом Присяжных Бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW) и с Международной ассоциацией дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) успешно сдавшие наш квалификационный экзамен могут при получении сертификата АСА (ICAEW) получить зачет по 6 дисциплинам: Бухгалтерский учет, Достоверность информации, Бизнес и Финансы, Право, Основы налогообложения, и Менеджмент, а также зачет по 5 дисциплинам АССА: Финансовый учет, Корпоративное право, Налогообложение, Финансовая отчетность и Аудит и сопутствующие услуги.

Совершенствование экзамена в направлении его соответствия Международным стандартам образования профессиональных бухгалтеров и аудиторов, разработанным IFAC, позволит Единой аттестационной комиссии не останавливаться на достигнутом; переговоры с зарубежными организациями, осуществляющими аттестацию профессиональных бухгалтеров (аудиторов), не прекращаются.

В отношении симметричных зачетов (освобождений) со стороны АНО “ЕАК” могу сказать, что в настоящее время законодательство Российской Федерации не позволяет при проведении квалификационного экзамена засчитывать результаты сдачи каких-либо дисциплин международных или иных сертификаций. Однако на этапе разработки новой модели квалификационного экзаменаЕдиная аттестационная комиссия намерена предложить регулятору рассмотреть возможность таких зачетов.

Добавились ли за последние годы новые темы, которыми обязательно нужно владеть будущим аудиторам? Профессиональную этику, полагаем, уже давно спрашивают, а как насчет такой “экзотики” как аудит корпоративной культуры? Что-нибудь еще новое?

Да, тема “Профессиональная этика аудиторов” давно включена в Программу квалификационного экзамена; в 2014 году введена тема “Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита”.

Что касается “экзотики” и конкретно “аудита корпоративной культуры”, то могу сказать, что экзамен проверяет квалификацию претендентов в областях знаний, определенных Советом по аудиторской деятельности, и необходимых для проведения аудиторских проверок в правовом поле Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, а именно при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о ее достоверности. Аудит корпоративной культуры скорее относится к внутреннему аудиту организации, выявляющему причины неэффективного организационного поведения.

Кто занимается разработкой, Вы сказали. А кто занимается проверкой результатов экзамена? Также, применяются ли системы автоматизированной проверки, и что делают в случае, если претендент набрал число баллов “на грани” проходного – используется ли перепроверка его работы живим человеком?

Система автоматизированной проверки применяется при компьютерном тестировании, письменные работы проверяются экспертами. Если претендент при выполнении письменной работы набрал число баллов “на грани” проходного минимума (таких мы в ЕАК называем “пограничниками”), его работа выносится на рассмотрение комиссии экспертов.

По понятным причинам мы не можем раскрывать имен или компании, в которых работают эксперты, проверяющие работы: важно соблюсти принцип конфиденциальности и равных возможностей. Но могу отметить, что все эти люди – авторитетные профессионалы в области аудита, действующие сотрудники аудиторских компаний или представители научного сообщества (преподаватели профильных вузов).

Если представить, что человек выбирает путь самостоятельной подготовки, есть ли готовый список рекомендованной литературы для этого, или это индивидуально?

Да, конечно, перечень источников информации (законодательные и нормативные акты), рекомендуемых для подготовки к сдаче квалификационного экзамена, размещен в свободном доступе на сайте АНО “ЕАК”.

На сайте также размещен перечень письменных вопросов по всем проверяемым областям знаний, примеры письменных вопросов с ответами и вариант практической задачи – они помогут претендентам лучше подготовиться и быстрее сориентироваться при выполнении письменной работы.

Кроме того, если говорить о компьютерном тестировании, то стоит попробовать пройти на нашем сайте демонстрационный вариант. Конечно, на реальном испытании вопросы будут другие, но данный тест поможет ознакомиться с интерфейсом, на котором будет проходить тестирование, распределить свои психоэмоциональные ресурсы.

Последний вопрос – про новый экзамен. Если можно, на 1-2 абзаца – какие новые темы (если таковые есть), каковы новые критерии оценки (опять-таки, если таковые имеются)?

Идет большая работа по формированию новой модели экзамена, которую планируется запустить уже в 2020 году.

Разрабатываемый концепт экзамена основан на компетентностно-ориентированном подходе с учетом обеспечения его соответствия требованиям Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Новая модель квалификационного экзамена предполагает введение нескольких квалификационных уровней в соответствии с профстандартом “Аудитор”, возможность сдачи экзамена последовательно по различным модулям.

Советом по аудиторской деятельности в марте этого года определены области знаний, по которым будут разработаны вопросы, предлагаемые претенденту на квалификационном экзамене. В настоящее время комиссия с привлечением широкого круга профессионального сообщества разрабатывает предложения по основным вопросам организационно-методического обеспечения проведения экзамена.

Все свежие новости касательно структуры, вопросов и порядка сдачи перспективного экзамена вы можете узнать по ссылке.

Источник: https://gaap.ru/articles/Ekzamen_na_poluchenie_kvalifikatsionnogo_attestata_auditora_v_svete_vozmozhnykh_izmeneniy_auditorskogo_regulirovaniya/

Архив. Положение об определении итоговой оценки квалификационных экзаменов

Итоговый протокол квалификационного экзамена на аттестат аудитора

Утверждено решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России»

(протокол № 11/11 от 24 ноября 2011 г.)

С изменениями, утверждёнными решением Президентского совета НП «ИПБ России» (протокол № 5/12 от 31 мая 2011 г.,

протокол № 10/12 от 25 октября 2012 г.)

1.

Настоящее Положение определяет критерии для подведения итоговой оценки квалификационных экзаменов претендентов на получение квалификационных аттестатов профессионального бухгалтера, резерва профессионального бухгалтера, профессионального бухгалтера-практика (далее — квалификационный аттестат ИПБ России), а также претендентов на получение свидетельств по дисциплинам программ подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров: «Бухгалтерский учёт», «Налогообложение», «Правовое регулирование деятельности».

2. На первом экзамене ответ претендента по каждой дисциплине, входящей в экзаменационный билет оценивается по 5-балльной системе:

  • оценка «отлично» — 5 баллов
  • оценка «хорошо» — 4 балла
  • оценка «удовлетворительно» — 3 балла
  • оценка «неудовлетворительно» — 2 балла

При выставлении оценок на письменно-устном экзамене по каждой из дисциплин, входящих в билет, экзаменационной комиссии следует руководствоваться критериями, указанными в Приложении № 1.

3. На втором экзамене (тестировании) каждый правильный ответ на один вопрос теста оценивается в 1 балл.

4. Проходные баллы по дисциплинам первого и второго экзаменов указаны в Приложении № 2.

5. Претендент на получение квалификационного аттестата ИПБ России или свидетельства по дисциплинам «Бухгалтерский учёт» и/или «Налогообложение» и/или «Правовое регулирование деятельности» считается:

  • успешно сдавшим квалификационные экзамены, если получил оценку не ниже проходного балла по каждой дисциплине первого и второго экзаменов;
  • несдавшим квалификационные экзамены, если получил оценку ниже проходного балла хотя бы по одной из дисциплин первого или второго экзаменов.

Приложение № 1
к Положению об определении итоговой оценки квалификационных экзаменов

Оценка «отлично» (5 баллов) ставится при выполнении всех трех пунктов:

  1. Изложено правильное понимание вопроса и дан на него исчерпывающий ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно.
  2. Полно отражена относящаяся к вопросу нормативная правовая база.

    Нормативные правовые документы представлены в органической связи с содержанием вопроса.

  3. Письменная работа оформлена аккуратно, профессионально, грамотно, без произвольных сокращений и не содержит информации, не относящейся к предмету ответа.

Оценка «хорошо» (4 балла) ставится при выполнении всех трех пунктов:

  1. Изложено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа, ошибочных положений нет.

  2. Достаточно полно отражены нормативные правовые документы, относящиеся к вопросу.

  3. Письменная работа содержит значительное число поправок или отдельные нечеткие формулировки и информацию, не относящуюся к предмету ответа, или произвольные сокращения.

Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится при выполнении всех трех пунктов:

  1. Изложено в целом правильное понимание вопроса. В то же время дано неполное, неточное описание предмета ответа и некоторых относящихся к нему понятий.

  2. Неполно отражены нормативные правовые документы, относящиеся к вопросу.
  3. Письменная работа оформлена неаккуратно.

    Содержит исправления целыми абзацами или значительное количество нечетких формулировок Допущены редакционные недоработки.

Оценка «неудовлетворительно» (2 балла) ставится при выполнении любого из трех пунктов:

  1. Ответ претендента дан по указанному вопросу неверно, содержит, в основном, ошибочные положения.

  2. В ответе не раскрыты основные понятия и не отражены основные нормативные правовые документы, относящиеся к вопросу.
  3. Нарушение процедуры проведения экзамена, повлекшее за собой удаление с экзамена.

Приложение № 2
к Положению об определении итоговой оценки квалификационных экзаменов

Проходные баллы по дисциплинам программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров коммерческих организаций

Вид (специализация) квалификационного аттестата ИПБ России Наименование дисциплины Проходной балл Первый экзамен Второй экзамен

Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера коммерческой организации по выбранной специализации

или

Квалификационный аттестат резерва профессионального бухгалтера коммерческой организации по выбранной специализации

или

Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера-практика коммерческой организации

Профессиональные ценности и этика1 из 2
Бухгалтерский учёт4 из 512 из 16
Правовое регулирование хозяйственной деятельности3 из 53 из 5
Налогообложение3 из 53 из 5
Основы аудита1 из 2
Управленческий учет 12 из 4
Финансовый менеджмент 12 из 4
Справочно-правовые и информационные бухгалтерские системы1 из 2
Продвинутый курс по выбранной специализации*7 из 10

Проходные баллы по дисциплинам программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров по МСФО

Вид (специализация) квалификационного аттестата ИПБ России Наименование дисциплины Проходной балл Первый экзамен Второй экзамен

Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера — эксперта по МСФО

или

Квалификационный аттестат резерва профессионального бухгалтера — эксперта по МСФО

или

Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера-практика по МСФО

Профессиональные ценности и этика1 из 2
Международные стандарты финансовой отчётности (теоретический курс)4 из 57 из 10
Правовое регулирование хозяйственной деятельности3 из 53 из 5
Налогообложение3 из 53 из 5
Основы аудита1 из 2
Управленческий учет 12 из 4
Финансовый менеджмент 12 из 4
Справочно-правовые и информационные бухгалтерские системы1 из 2
Практикум по международным стандартам финансовой отчетности12 из 16

Проходные баллы по дисциплинам программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений

Вид (специализация) квалификационного аттестата ИПБ России Наименование дисциплины Проходной балл Первый экзамен Второй экзамен

Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера государственного (муниципального) учреждения

или

Квалификационный аттестат резерва профессионального бухгалтера государственного (муниципального) учреждения

или

Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера-практика государственного (муниципального) учреждения

Профессиональные ценности и этика1 из 2
Бухгалтерский учёт и отчётность государственных (муниципальных) учреждений4 из 512 из 16
Правовое регулирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений3 из 53 из 5
Налогообложение3 из 53 из 5
Основы управленческого учёта и финансового менеджмента в общественном секторе3 из 5
Бюджетное законодательство и организация казначейского исполнения бюджетов7 из 10
Финансовый контроль и аудит в бюджетной сфере3 из 5
Справочно-правовые и информационные бухгалтерские системы1 из 2

______________________________
* Продвинутый курс определен выбранной специализацией и указан в программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров коммерческих организаций. Для претендентов на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера-практика коммерческой организации — Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчётность и её анализ.

Версия для сохранения и печати (

Источник: https://www.ipbr.org/about/site/archive/documents/education/attestation/conclusion/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.