+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

Прекращение дела об административном правонарушении: постановление, основания, бланк

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

Производство по делам об административных правонарушениях может быть прекращено на любом его этапе. Законодательно закреплены порядок и обстоятельства, являющиеся основаниями для завершения процесса, а также исключительные случаи признания деяний малозначительными.

Документально этот факт оформляется постановлением, в котором признается невиновность подозреваемого или же требуется устное предупреждение нарушителя. С бланком обязаны ознакомиться все заинтересованные лица.

Что является административным правонарушением?

Под административным правонарушением рассматриваются деяния или бездействие, приведшие к причинению вреда человеку, группе людей, юридическому лицу или сообществу в целом. При этом порча может быть нанесена любому объекту: здоровью, имуществу, моральным принципам гражданина, экологической ситуации, общественному порядку.

Существенным отличием административного правонарушения от более серьезного преступления является то, что причиненные неудобства или нанесенный ущерб не несут в себе опасности обществу и в целом не так негативно окрашены.

Однако бывают ситуации, когда из разряда административных дела переходят в категорию уголовных в связи с открывшимися обстоятельствами или фактами.

Административное правонарушение

Административное правонарушение представляет собой совокупность нескольких элементов, которые всесторонне и полно раскрывают его суть и содержание:

  • Объект – общественные отношения, охраняемые действующим законодательством. Например, налоговые обязательства перед государством, правила дорожного движения или частная собственность.
  • Субъект – непосредственно лицо, которое совершило деяние или проявило опасную халатность и бездействие (хулиган, нарушитель ПДД).
  • Объективная сторона – комплекс признаков, обозначающих правонарушение. Попросту говоря когда, где, с помощью чего и как было совершено действие или проявлена халатность.
  • Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию, его цели и мотив. Оценивается по умыслу или в результате незнания были совершены те или иные действия.

Пример: Физическое лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации в контролирующих органах.

Объектом в данном случае выступает – нарушение требований Налогового кодекса РФ, субъект – гражданин, не оформивший свой бизнес в соответствии с действующим законодательством.

Объективной стороной является отсутствие регистрации ИП в ФНС, субъективной – умышленное нарушение закона в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов.

Нередки ситуации, когда производство по делу прекращается в связи с теми или иными обстоятельствами, которые будут подробно рассмотрены ниже. Основным документом, фиксирующим данный факт, является постановление. Его оформлением занимается уполномоченное лицо – судья или коллегиальный орган, руководствуясь требованиями КоАП РФ.

Что указывается в постановлении о прекращении производства по делу?

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

Как и каждый документ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении должен соответствовать определенной форме и содержать ряд обязательных реквизитов:

  • данные уполномоченного лица, составившего постановление (адрес, ФИО, наименование);
  • конкретная дата и адрес места рассмотрения дела;
  • данные о субъекте рассматриваемого дела;
  • факты, установленные в процессе разбирательства дела;
  • указание нормы закона, которая предусматривает наказание за деяние или является основанием для прекращения производства;
  • аргументированное решение по делу;
  • порядок и сроки обжалования вынесенного решения.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Бланк протокола закреплен в методических указаниях и носит рекомендательный характер, который в зависимости от нюансов конкретного дела может корректироваться.

Важно! Постановление должно составлять только уполномоченное лицо. В противном случае документ не имеет юридической силы.

Основания прекращения производства по делу

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

Действующим законодательством предусмотрено два основных варианта прекращения производства по делу – до передачи его на рассмотрение или непосредственно по результатам рассмотрения дела. В зависимости от этого необходимо руководствоваться разными статьями КоАП.

Основания прекращения производства по делу

Прекратить до рассмотрения

Статьей 28.9 КоАП РФ определен порядок вынесения постановления, а также указана ссылка на причины, являющиеся основаниями для прекращения производства по делу. В частности ст. 24.5 настоящего кодекса содержит в себе перечень обстоятельств, выявление хотя бы одного из которых позволяет завершить процесс до передачи его в суд:

  • Нет факта нарушения или события, подпадающего под характеристику деяния. Например, невменяемость человека, обстоятельства крайней необходимости, несовершеннолетие подозреваемого.
  • Прекращение деятельности юридического лица или смерть человека, подозреваемых в совершении деяния.
  • Правонарушение подпадает под амнистию.
  • Истечение исковой давности.
  • Отмена нормы законодательства, которой определяется данный вид правонарушений.

Если в процессе подготовки дела будет выявлено хотя бы одно из вышеуказанных обстоятельств, подготавливается постановление о прекращении производства, оформляемое уполномоченными лицами, которое вступает в силу в день его подписания.

Судья или коллегиальный орган в трехдневный срок передают копию протокола субъекту административного правонарушения, а также всем заинтересованным лицам (наследникам в случае смерти подозреваемого, владельцам реорганизованного предприятия).

Прекратить после рассмотрения

Прекратить дело об административном правонарушении можно и в процессе рассмотрения, что установлено ст. 29.9 КоАП РФ. Также вышеуказанные обстоятельства могут быть выявлены и применены уже в ходе непосредственного разбирательства дела.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении возможно и во время рассмотрения

Составление постановления о прекращении производства по делу об адм. правонарушении по результатам его рассмотрения возможно в следующих случаях:

  1. Обстоятельства, упомянутые в ст. 24.5 настоящего кодекса.
  2. Правонарушение признано малозначительным.
  3. В составе деяния уполномоченным лицом выявлены признаки преступления и оно подпадает под нормы уголовного права.
  4. Особые обстоятельства, определяемые статьями 6.8, 6.9 и 14.32 КоАП РФ. Например, добровольная сдача наркотических веществ и лекарственных препаратов, приобретенных не для сбыта.

Важно! Часто нарушители не знают о степени ответственности за свои деяния, а также обстоятельствах, которые могут смягчить меру наказания.

Сегодня в России реализована программа правовой помощи, благодаря которой любой гражданин имеет возможность обратиться в Верховный суд РФ, Верховный арбитражный суд РФ, Минюст РФ, Прокуратуру РФ для беспристрастного и компетентного рассмотрения собственного дела.

Если правонарушение признается малозначительным, то субъекту дела выносится устное предупреждение, а уполномоченное лицо составляет постановление и прекращает производство.

Подробнее о малозначительности правонарушения

В исключительных случаях судья может освободить нарушителя, определив его деяние малозначительным. Что же подпадает под это определение? Каждый случай признания  действий малозначительными должен быть мотивирован и ущерб от действия или бездействия считается минимальным и несущественным.

Важно! Не стоит надеяться на признание нарушения малозначительным, опираясь исключительно на судебные решения по аналогичным делам – в разных регионах и округах прослеживается тенденция совершенно противоположного отношения к одним и тем же деяниям.

Важным нюансом является то, что понятие малозначительности в НПА полностью отсутствует.

Существуют лишь некоторые разъяснения, но ситуация такова, что каждый судья или уполномоченное лицо при определении глубины нарушения опирается исключительно на собственные убеждения и ощущения.

В связи с этим часто на практике на вынесение постановления влияют любые факторы: возраст нарушителя, обстоятельства его совершения, причины, побудившие человека к проступку, степень нанесенного ущерба, раскаяние виновного.

Обжалование постановления о прекращении производства по делу

Обжалование постановления о прекращении производства по делу

Определение по делу об административном правонарушении

Обжаловать определение о прекращении производства могут все стороны данного процесса – виновный и потерпевший. Для этого необходимо в течение 10 дней подать жалобу в соответствующий орган.

Важно! Период обжалования считается в календарных днях. При этом, если последний день апелляции выпадает на выходной или праздник, то сроки переносятся на ближайший рабочий день.

Обжаловать решение можно в вышестоящей инстанции, службе или суде. На рассмотрение документа получателю выделяется 10 суток, по истечении которых выносится вердикт об удовлетворении или отказе в этой поданной жалобе. После этого новое постановление вступает в силу и прекращает действие предшествующего.

Источник: https://shtrafsud.ru/gibdd/prekrashchenie-proizvodstva-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

Прекращение производства по делу об административном правонарушении

Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении

Прекращение производства по делу об административном правонарушении 

Разбирательства по делам об административных нарушениях проводятся компетентными органами, перечисленными в главе 23 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в т. ч.

  • судьями,
  • полицией и т. д. 

В ходе соответствующего производства уполномоченные органы могут вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении с применением положений п. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, таких как:

  1. Обнаружение во время изучения дела одного и более обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ.
  2. Ограничение наказания замечанием в устной форме с соблюдением условий ст. 2.9 КоАП РФ.
  3. Передача дела в прокуратуру, органы предварительного следствия или дознания при обнаружении в действиях или бездействии признаков преступного деяния.
  4. Освобождение лица от ответственности за правонарушение согласно ст. 6.8–6.9, ч.ч. 2,4,6 ст. 14.5, ст. 14.32, ч. 2 ст. 16.2, ст. 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ.

Прекращение дела об административном правонарушении возможно в случаях, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ. Это:

  • невыявление события правонарушения;
  • невыявление состава нарушения;
  • действия лица, вызванные крайней необходимостью;
  • издание соответствующего акта амнистии. Подробности в статье Амнистия по административным правонарушениям в 2017-2018 году;
  • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • истечение срока давности по указанному виду правонарушений;
  • наличие по изучаемому факту нарушения нормы административного права постановления о назначенном наказании, прекращении дела или возбуждении уголовного дела;
  • смерть гражданина, вина которого рассматривается в данном производстве;
  • внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица – фигуранта дела;
  • иные случаи, когда прекращение дела об административном правонарушении предусмотрено законом.

Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении 

Суд или другой уполномоченный орган в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении обязан установить:

  • наличие события такого нарушения;
  • причастность к нему лица, в отношении которого начат процесс, и его виновность;
  • смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  • наличие ущерба, его размер и характер;
  • обстоятельства, исключающие производство по такому виду нарушений (ст. 26.1 КоАП РФ). 

При этом, руководствуясь ст. 24.1 КоАП РФ, суд или иной уполномоченный орган должен выяснить все обстоятельства по делу и разрешить его согласно букве закона. Перечень доказательств, принимаемых к рассмотрению, указан в ст. 26.2 КоАП РФ. Наиболее распространенным способом доказательства нарушения норм административного права является составление протокола.

В случае несогласия лица, вина которого рассматривается, им может быть направлено соответствующее ходатайство. Дополнительные сведения и обстоятельства, указанные в ходатайстве, могут послужить основанием для вынесения уполномоченным органом постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

В ходатайстве должны содержаться следующие сведения:

  • название суда и имя судьи, рассматривающего дело;
  • имя привлекаемого к ответственности лица, номер дела;
  • основная часть с изложением обстоятельств, описанием ситуации и их оценкой со стороны привлекаемого к ответственности лица, ссылки на соответствующие нормы закона;
  • мотивированная просьба, в которой фигурируетпрекращение дела об административном правонарушении

При подаче ходатайства о завершении разбирательства по материалам дела следует учитывать сроки, отведенные на рассмотрение дела об административном правонарушении, регламентированные ст. 29. 6 КоАП РФ. 

***

Таким образом, постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится судом или иным компетентным органом согласно положениям ст. 29.9 и 24.5 КоАП РФ.

В случае несогласия с протоколом лицо, ответственность которого за нарушение норм административного права рассматривается, может повлиять на окончательный результат процесса путем подачи ходатайства, содержащего подробное описание обстоятельств по рассматриваемому делу, их оценку, юридически обоснованные выводы и просьбу о прекращении производства.

Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/postanovlenie_o_prekrawenii_dela_ob_administrativnom_pravonarushenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.